Главная » Авто/Мото » Историческая справка
-> История “Москвича”. Некогда знаменитый…

Софт по ремонту

Автомобильные статьи

Реклама




История “Москвича”. Некогда знаменитый…

Те, кому сейчас немного лет, конечно, могут не поверить, что было время, когда отечественные автомобили всерьез сравнивали с зарубежными аналогами и когда всего лишь один завод создал за год более десятка опытных образцов, причем половина из них вскоре превратилась в серийные модели.

Уверяем: это вовсе не идеализация «старого доброго времени», а факты, почерпнутые из архивов завода «Москвич», бывшего АЗЛК, а полвека назад еще МЗМА (Московский завод малолитражных автомобилей).

Первые машины – «форды-А» и АА из американских деталей предприятие на дальней тогда окраине столицы выпустило ровно 75 лет назад. Но это не единственный повод поговорить о некогда знаменитом заводе: 50 лет назад, в 1955-м госкомиссия приняла к производству «Москвич-402» – по сути, первую модель, самостоятельно разработанную конструкторами МЗМА. Именно с нее, стартовавшей вместе с хрущевской оттепелью, начался отсчет самым ярким страницам в истории завода.

Фото «За рулем»: «Москвич-402» на испытаниях 1955 года в компании зарубежных аналогов: «Хиллман-Минкс», «Симка-Аронд», британский «Форд-Консул». В кадр не попали немецкий «Форд-Таунус» и ФИАТ-1100.
«Москвич-402» на испытаниях 1955 года в компании зарубежных аналогов: «Хиллман-Минкс», «Симка-Аронд», британский «Форд-Консул». В кадр не попали немецкий «Форд-Таунус» и ФИАТ-1100.

По сравнению со своим предшественником – 401-м (копией довоенного «Опеля-Кадет») «Москвич-402» выглядел вполне современно, стал просторней, комфортабельней. Главный его недостаток в ту пору – слабенький нижнеклапанный мотор, конструкция которого уходила в середину тридцатых годов. Агрегат модернизировали, доведя объем до 1,2 л и подняв мощность с 26 до 35 л.с. Но председатель госкомиссии Дмитрий Великанов, сравнивая «Москвич» с десятком зарубежных аналогов (несколько иномарок испытывали «живьем» вместе с 402-м), отмечал: у них на тонну массы – 35–41 л.с., у «Москвича» – лишь 22,7 л.с. Отсюда – посредственные разгон и скорость.

На МЗМА это, безусловно, понимали. Конструкторы разрабатывали семейство двигателей 406 рабочим объемом 1,1–1,5 л, но под него нужно было менять оборудование, а этого заводу, конечно, не позволили.

В итоге к производству приняли 407-й двигатель, в основе которого лежал все тот же «опелевский» агрегат, но с верхнеклапанной головкой и другими усовершенствованиями. В 1957-м, через год после начала производства «Москвича-402», изготовили сто опытных 45-сильных моторов. А в мае 1958-го «Москвич-407» с новым двигателем уже пошел в серию. Еще через год автомобиль получил четырехступенчатую коробку передач, а в 1960-м – новый гипоидный задний мост. Каковы сроки?

Учтем еще, что параллельно с 407-м модернизировали универсал 423, фургон 430, полноприводный «Москвич-410». На базе последнего завод по собственной инициативе создал фургон с двумя ведущими мостами, но министерство отдало предпочтение универсалу «Москвич-411» – он и пошел в производство. Еще была подготовлена версия 407-го с ручным управлением.

Фото «За рулем»: Прототип 1958 года «Москвич-407» с 45-сильным мотором объемом 1,36 л. Машины с похожей, но несколько иной отделкой стали сходить с конвейера в 1960-м.
Прототип 1958 года «Москвич-407» с 45-сильным мотором объемом 1,36 л. Машины с похожей, но несколько иной отделкой стали сходить с конвейера в 1960-м.

На фоне ровесников-одноклассников «Москвич-407» был вполне конкурентоспособен. Это, кстати, подтвердило и ралли «Тысяча озер», где в 1958-м дебютировали и дошли до финиша четыре заводских экипажа. А ехали они, можно сказать, на серийных, не доведенных как следует машинах, да и опыта у советских гонщиков почти не было.

Каких только автомобилей не строили на МЗМА в 1950-х – начале 1960-х! Открытый спортивный «Москвич-404» с форсированным, оснащенным четырьмя карбюраторами 60-сильным 407-м мотором, купе на базе 402-го, наконец, гоночные «формулы», на которых заводские мастера не раз становились чемпионами страны. В конце 1950-х, когда переходили на выпуск 407-го, параллельно создали и испытали две серии компактных вседорожников «Москвич-415» (ЗР, 2003, № 9). Очень интересным был и проект микроавтобуса А9.

Этот восьмиместный автомобиль с узлами «москвичей-407», 410 и некоторыми деталями «Волги» создавали по указанию министерства и отдела автопрома Госплана. Опытный образец – прообраз современного мини-вэна собрали летом 1958-го. С октября по январь автомобиль наездил по Москве и Подмосковью 10 тыс. км. Вердикт заводских испытателей гласил: дорабатывать и испытывать дальше. Но к началу 1960-х руководство завода вынуждено было свернуть работы по «москвичам» А9 и 415 – не было ни средств, ни оборудования, ни площадей для их производства.

Вскоре даже полноприводные 410-е и 411-е сняли с конвейера – надо было наращивать выпуск стандартных «москвичей-407». Несколько лет более 50% (!) «москвичей-407» продавали на экспорт. Причем, не только в социалистические страны – в Финляндию, Норвегию, Францию. И такое – было!

Немало сил потратили сотрудники управления главного конструктора на микролитражный заднемоторный автомобиль, который принято называть «Москвичом-444». Кузов копировали с итальянского ФИАТ-600 – таково было требование «верхов», которые собственным разработкам не слишком доверяли. По воспоминаниям тогдашнего главного конструктора завода А.Ф. Андронова, министерские директивы по мотору менялись шесть (!) раз. На МЗМА в 1957–1959 гг. построили пять опытных образцов машин, испытали на стенде и собственный двигатель объемом 0,75 л. Уже в 1960-м «Москвич-444» стал серийным ЗАЗ-965, правда, с мотором, созданным в НАМИ.
Страница 1 из 212>


Похожие статьи

1. Продажи ОАО "АВТОВАЗ" за 7 месяцев 2006 года выросли на 6.1%

За семь месяцев 2006 года на внутреннем рынке реализовано свыше 377 тысяч автомобилей производства ОАО АВТОВАЗ , что больше того же периода прошлого года на 6,1 процента. Всего же в 2006 году с января по июль включительно АВТОВАЗом изгото

2. Объем производства автомобилей ОАО "Автотор" вырос на 68%

В период с января по октябрь 2004 года с конвейера ОАО Автотор сошло 12 229 автомобилей, что на 68% больше, чем за такой же период прошлого года, сообщает пресс-центр автозавода. За этот период объем производства автомобилей марки К

3. АВТОВАЗ за первое полугодие реализовал 320 тыс. автомобилей

В июне с конвейера автомобильного завода ВАЗ сошли 58 553 автомобилей, причем автомобилей десятого семейства было изготовлено 19 017 автомобилей, сообщает пресс-центр автозавода. На экспорт было изготовлено 8370 автомобилей. По сравнению

4. АЗ "Урал": итоги апреля

Как сообщает пресс-центр автозавода Урал , в апреле этого года было реализовано 755 автомобилей, что на 16,5% больше, чем за тот же период прошлого года. Выпущено 660 автомобилей, среди которых 49 вахтовых автобусов, 8 автомобилей Ур

5. Nissan в России: итоги января

В январе 2006 года компания Nissan через официальных российских дилеров реализовала 2 267 автомобилей, что на 49,3% больше, чем за январь 2005 года, когда было реализовано 1 518 автомобилей. По итогам месяца первое место по продажам занимает Almera -

 

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика